?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Жизнь в аренду

Жежешечка давно достаточно заброшена, пишу, в основном, для себя, дабы не забыть, может потом вернусь к этому.

В общем, засмотрел разговор Жукова с Двуреченским на тему проблем современного марксизма.



Зацепил меня тезис о недостаточности классического определения пролетариата. Не вдаваясь в подробности (за подробностями смотрите ролик целиком) смысл в том что есть, допустим, тракторист Вася и финансовый директор Федя. Они оба - наемные работники, оба не владеют средствами производства, оба продают свою рабочую силу и живут с зарплаты. То есть оба, по идее - пролетариат. Но зарплата Васи находится на уровне минимального воспроизводства рабочей силы, то есть Васе платят ровно столько, чтобы он не сдох с голоду, не замерз, не заболел (по возможности) и завтра пришел на работу. При этом времени, сил и финансовых возможностей на какое-то личностное развитие остается самый минимум. А то еще думать начнет, ну его. Зарплата же Феди (в финансовые директора я его записал, кстати, просто потому что так получилось. Он может быть любым другим высокооплачиваемым наемным специалистом) и условия труда напротив позволяют ему жить совершенно на другом уровне. По факту, даже на более высоком чем живут многие вполне настоящие (опять же по определению) буржуа. Разумеется при таких раскладах нет у Феди с Васей какой-то общности интересов и устремлений в деле формирования новой общественно-экономической формации.

И все-таки, обладание частной собственностью, в т.ч. на средства производства кажется мне основным маркером. Мне пришло в голову что год от года ширится перечень вещей, которые можно арендовать. Причем это является ответом сразу на две тенденции: во-первых, рост стоимости этих вещей, во-вторых, рост стоимости (как финансовой так и временнОй) владения ими. Например, машина нужна чтобы на ней ездить. Можно купить. Это сразу нужно потратить кучу денег, ежегодно оплачивать налоги, проводить ремонты и обслуживание, разбираться с парковочными местами, искать автосервис который не наебывает или самому постигать дохрена непростую науку ремонта и обслуживания. И помимо этого еще тысяча и одна мелочь, которые тянут из собственника и время и деньги. В противовес этому появляется каршеринг. Сама идея существует то ли с 70-х, то ли с конца 40-х годов двадцатого века, но настоящее развитие она получила только сейчас. Например, в США с 2006 по 2016 "флот" каршеринговых машин вырос более чем в 10 раз, а число пользователей - в 18 раз и этот рынок продолжает расти. Предполагается что к 2025 году только с США число пользователей перевалит за 35 млн. [1]
И действительно, на одной чаше весов весь этот геморрой с ремонтом, обслуживанием, заправкой, налогами и бессоными ночами, заполненными мыслями "что же, блять, там скрипит?...Голуби засрали...Омывайка кончилась...Резину менять пора...Есть ли в городе хоть один честный автосервис?...Тачку поцарапали..."



Прикол в том что даже когда вы никуда не едете, ваша машина все равно тянет из вас деньги. По мелочи, конечно. Но тянет даже просто самим фактом своего существования.
Арендованная же машина вам не принадлежит. Она принадлежит, в идеале, крупному собственнику, у которого, может быть, тысячи этих машин, стоянка и автомастерская в промзоне (подальше от центра, где земля подешевле). Автослесари проводят ТО по графику, осуществляют рутинный плановый ремонт. Все точно знают сколько у них машин, когда какую обслуживать, какие у нее заморочки. Никто не хуевничает, все работают. А потребителю нужна одна функция, ехать из А в Б. Что он и делает без лишнего геморроя. С развитием технологий это будет только шириться. Машины с автопилотом полностью изживут такую хуйню как такси, достаточно будет на телефоне нажать кнопочку и твой (на самом деле не твой) прекрасный болид прикатит и отвезет тебя куда надо, списав денежки за аренду. В конечном итоге просто владеть личным автомобилем будет накладно и, в большинстве случаев, бессмысленно.
Помимо каршеринга, аренда проникает и в другие сферы жизни. Зачем покупать дорогой комп, бери терминал за три копейки (или, возможно в будущем абонентское железо будет вообще бесплатным) и бери в аренду вычислительные ресурсы сервера для игр. Не пользуешься - не платишь, профит же.
Дом. Жилье в собственности - это прекрасно и стабильно. Но и сопутствующий геморрой никто не отменял. Собственник один на один со всеми коммунальными службами, законодательством в этой сфере, мерзкими жуликами и уважаемыми бизнесменами (которые, блять, решили строить на соседнем участке мусоросжигательный завод, что обесценивает ваше жилье навсегда). Опять же снижается мобильность населения. Переехать в другой город (в поисках лучшей доли, да) имея в собственности жилище резко усложняет процесс. В противовес этому система аренды нового типа (ну, для нас нового, в США опять же это существует и практикуется): есть многоквартирный дом (или целый квартал), с одним собственником. Собственник содержит собственную коммунальную службу, аварийку и т.д. и т.п. Юриста опять же. А все помещения сдаются в долгосрочную аренду. Арендатор с арендодателем заключают один договор. Который при всем его объеме куда меньше и компактней чем жилищный кодекс вкупе с массой других законов, правил, условий и нормативов. Со всем этим имеет дело собственник с помощью ручного адвоката, бухгалтерии и прочих инструментов, недоступных простому гражданину. Плюс арендатор квартиры более свободен чем собственник. Если арендодатель хуевничает, или соседи отвратительные и это не урегулировать, можно же сменить место жительства, сравнительно легко.
И таких аренд становится больше и возможности для них шире. Вплоть до аренды бизнеса. Не продажи, а именно аренды. Есть собственник, а есть арендатор. Арендатор как потопает - так и полопает. А собственник не делая ничего получит свою маржу.
Естественно конфликт между собственником и арендатором неизбежен. Собсвтенник, по законам жанра капиталистического общества будет стремиться минимизировать издержки и максимизировать прибыль. Т.е. взвалить как можно больше на арендатора. Который, в свою очередь, будет этим недоволен. Более того, у арендатора рано или поздно закрадется мысль

Потому что на примере того же каршеринга, машины обслуживают, чинят, производят такие же арендаторы, у которых за душой нихуя никакой собственности. Они же и другие такие же арендаторы с нихуя за душой их эксплуатируют. И есть надстройка в виде собственника который прибирает львиную долю поступающих дензнаков. Может его - того? На свалку истории?

Метки:

Comments

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
ufsnp2015
7 ноя, 2019 16:14 (UTC)
Все верно распедалил, но есть одна мелочь - это все для молодых, а вот гражданам после 60-ти это все становится хлопотно, дорого и просто не по их мозгам... Виртуал для тех у кого с головой и глазами все ок, а после 50 уже проблемы, после 60 беда. Этот мир все больше становится миром молодого поколения. Как пример у моей матушки закрыли контору ЖКО, куда она сдавала показания счетчиков. Есть альтернатива для молодых - отправлять все данные через сайт Госуслуги. Но с учетом года рождения - 1936, отсутствия навыков работы с компутером и телефоном, у которого нет кнопок, ей теперь надо будет выезжать на автобусе и передавать записку с показаниями в ЕРЦ. Или нам приезжать, брать у нее данные и так же складывать в коробку с прорезью. Но, в связи с общим трендом, вангую, что такую коробку скоро оставят одну на весь город...
( 1 комментарий — Оставить комментарий )